Цветы по-украински. Екатерина Белокур

В любом творчестве есть форматы: попав «в мейнстримовую струю», художник не будет голодать. Однако во времена тоталитарные, когда все сферы человеческой жизни корректируются, про индивидуальность нужно забывать. Наверное, на зло системе и появляются самородки, труд которых становится бессмертным.

Женщина, родившаяся в украинской глубинке, не окончившая даже семилетки, так как родители посчитали, что школа – это дорогое удовольствие, вряд ли могла мечтать, что художник уровня Пикассо будет называть ее гением. Все это произойдет, когда ей будет уже за 50. А до этого «одержимой» Катерине из села Богдановка, что на Киевщине, придется пройти через многое.

Наверное, ее жизнь – это замечательный сценарий к голливудскому биографическому хиту. Насмешки окружающих с самого детства из-за бесполезной «мазни», тяжелый сельский труд, невозможность даже попробовать где-то поучиться, ведь без школьного аттестата образование закрыто, неудачная попытка самоубийства, которая до конца жизни будет сказываться больными ногами, деспотичные родители Через трудности гордая и незлопамятная Белокур с достоинством шла всю жизнь.

 

Да еще и как шла – творила! Катерина часами сидела в поле, маниакально срисовывая детали цветов и травы. Результатом стали знаменитые «Декоративные цветы», «Привет урожаю», «Березка» и другие шедевры. Тяга к образованию у нее была настолько сильной, что после тяжелой работы на земле ночами изучала технику, делала себе кисточки, оттачивала разные стили живописи, а спозаранку снова превращалась в труженицу-крестьянку.

Все это принесло результат – судьба отблагодарила ее, предоставив один шанс на миллион. В 1939 году, когда никому не известной Белокур было уже 39 лет, она услышала по радио песню Оксаны Петрусенко. Голос оперной дивы так запал в душу сельской «чудачки», что та написала ей письмо, вложила в конверт маленький рисунок калины и отправила по странному адресу: Киев, Академический театр, Оксане Петрусенко.

 

Чудо или нет, но письмо дошло в нужные руки. Петрусенко получала много благодарственных отзывов, но рисунок такой красоты и подлинности она увидела впервые Ну а дальше был третий акт голливудского байопика: об удивительной женщине узнала киевская интеллигенция, ей помогли организовать несколько выставок, которые сражали наповал как критиков, так и простых любителей живописи

После войны Екатерина Васильевна вошла в Союз художников, получила несколько премий, ее работы отправились в турне по странам Европы: в Испанию, Францию, Италию, где их ставили в один ряд с лучшими на тот момент мастерами. Тем не менее родное село она не покинула. Больные родственники, семейная хата и, конечно же, поле с цветами – все это не отпускало. И пусть Киев и Москва манили уже не «чудачку», а Народного художника Украины, творчество которого изучали в университетах и академиях, она так и не уехала. Отлучалась лишь несколько раз в Дом творчества на отдых. Умерла Катерина Белокур в 1961 году в возрасте шестидесяти лет

Всегда есть творцы, занесенные в учебники за свои достоинства, но молодежь не очень-то их изучает, а временами вообще не знает. Поэтому признание следующих поколений – значимый аргумент. Вот что говорят о Белокур и ее влиянии на украинскую живопись современные мастера кисти из киевской студии «Майская мастерская».

 

Майя Проскурня: «Во всех ее работах – сама она. Самобытно и смело Катерина Белокур писала то, что ее вдохновляло, радовало и покоряло, тревожило и волновало. Окружающий мир художницы подан «в своем стиле», который невозможно не узнать. Я бы назвала ее символом декоративной живописи в Украине. И не важно, учился ты 15 лет академическому рисунку или нет. Я знаю многих ребят с отличным профессиональным образованием, но их просто «тошнит» при виде холста, за годы учебы, отработки техники они разлюбили и искусство, и свой талант.

Надо вкладывать в работу свою душу, с любовью прорабатывать каждую деталь. Так делала Катерина Белокур. Почему так много цветов? Потому что она ими восхищалась, сохраняя жизнь каждому лепесточку на своих холстах. Не удивительно, что ее заметили и признали, настолько «нереалистичные» и в то же время «живые» полотна проложили путь художнице-самоучке в большое искусство».

Нина Мурашкина: «Мне кажется, Екатерина Васильевна до сих пор влияет на художников своей честностью в подходе к холсту: она рисовала только то, что любила. Не Сталина, не самоотверженных колхозников, а цветы. Долго и качественно она делала каждую свою работу. Сейчас, как и в ее времена, не часто встретишь, чтобы художник въедался взором и кистью в каждый цветочек-пальчик! Сегодня же вообще поголовное использование фото и принтера. Для всех, кто начинает рисовать, Белокур – мощный стимул не останавливаться!»

Говорят, когда Пабло Пикассо увидел работы «гражданки села Богдановка», он сказал: «Если бы у нас была художница такого уровня мастерства, мы бы заставили заговорить о ней весь мир!» К сожалению, СССР – это не Испания. Когда Катерина Белокур творила, никто не задумывался о технологии сохранения ее картин, а сама она этих правил элементарно не знала. Спустя каких-то 50 лет ее шедевры больше не подлежат транспортировке и не покидают границ Украины.